Единственный случай, когда я путешествовал через турагенство (агентство «TravelOne»), был в 2002 году — автобусный тур по Европе с четырьмя днями в Париже. Как выяснилось на белорусско-польской границе, организатором тура является польская компания, а нашим гидом — очаровательная полька (или полячка) Анна — женщина с отличным образованием, очень интересно рассказывавшая нам не только о местах, через которые мы проезжали, но и о людях, о разнице между поляками и бельгийцами, немцами и французами, о том, откуда берутся эти различия.
Когда мы выезжали из Варшавы, она показала нам костёл, в котором покоится сердце Шопена, а на Вандомской площади в Париже — дом, в котором он умер. Было видно, что для неё, как и для всех поляков, Шопен — это национальная гордость и настоящий герой.
На последний день пребывания в Париже для всей группы было запланировано посещение Диснейленда, а вечером мы с моей девушкой, студенты-пианисты, хотели зайти на могилу Шопена на кладбище Пер Лашез. И тут мы узнали, что после Диснейленда автобус не возвращается в Париж, и вся группа сразу уезжает. Для нас всё было просто и ясно — мы отказались от поездки в Диснейленд и поехали на кладбище. Когда Анна об этом узнала, она прослезилась — развлечениям мы предпочли могилу самого великого её земляка.